Психологи: не учите детей играть!

Специалисты по когнитивной психологии из университета Массачусетса не советуют родителям учить детей играть по правилам. Профессор Кэти Хирш-Пасек утверждает, что так можно убить важнейшие детские качества - любознательность, дар первооткрывателя и фантазию. Лучшими игрушками остаются мячики, конструкторы, пластилин... - все, что развивает ребенка.  

Разумеется, речь не идет о том, чтобы ни в коем случае не объяснять ребенку правила «пряток» или «салочек», или не подсказывать ему, как собрать конструктор. Однако специалисты-психологи и педагоги обратили внимание на то, что меньше всего любознательности проявляют дети, которым дают одну-единственную четкую инструкцию: с незнакомой игрушкой нужно обращаться вот так - и никак иначе.

Психологи: не учите детей играть!. 9306.jpegПредставьте, говорят специалисты, что вам подарили новый гаджет, пользоваться которым вы не умеете, и научили включать всего одну функцию этого устройства.  А что, если новый аппарат умеет что-то еще? Если бы вам совсем не объясняли, как пользоваться этой новинкой техники, взыграло бы любопытство - и вы стали бы хаотично нажимать на кнопки, пытаясь извлечь их устройства какую-то пользу.

В  первом же случае вы бы пользовались всего одной функцией,  будучи уверенным, что знаете об аппарате все. И, скорее всего, быстро потеряли бы к нему интерес. Так же, по словам специалистов, поступают и дети.

В ходе эксперимента ребятишкам дошкольного возраста предлагали поиграть с новой, непонятного вида игрушкой. Она могла издавать пищащий звук и имела еще несколько функций, о которых детям не рассказывали. Исследователи обнаружили, что дети легко обнаруживают различные функции игрушки даже в том случае, если взрослые не объясняли им, как играть, или внезапно «прерывали» объяснение, сославшись на занятость и выйдя из комнаты.

В этом разделе:
Новости партнеров

Лишь в одном случае дети быстро теряли интерес к незнакомому предмету - если экспериментатор говорил: «Смотри, как она умеет!» - и показывал им «пищалку», создавая впечатление, что это и есть единственная функция игрушки.

Ощущение, что «игрушка может только так», сводило на нет детскую любознательность. У детей не было мотивации исследовать ее дальше, объясняют психологи, они быстро теряли к ней интерес и откладывали в сторону.

Как же быть учителям и родителям? Разумеется, не нужно вовсе переставать учить своих детей полезным навыкам. Чтению, письму или счету они вряд ли научаться самостоятельно, сколько бы ни пытались. Специалисты лишь рекомендуют не давать  «исчерпывающих» инструкций и не уверять детей, что ваши представления и знания о мире - абсолютные. Скажите им: «Я показываю то, что знаю сам. Но наверняка есть другие возможности», - говорит профессор Массачусетского института Лаура Шульц.

Еще один «фактор риска», который может навсегда «выключить» любознательность и фантазию ребенка - обилие современных высокотехнологичных игрушек, предупреждает ее коллега Кэти Хирш-Пасек из Университета Тэмпл. Кэти занимается вопросами развития детей и считает, что одно из важнейших детских качеств - природная любознательность, врожденный дар первооткрывателя.

А также: Мастер-класс "Жизнь без телевизора". Оригинальные игрушки

И потому лучшие игрушки для детей - старые добрые резиновые мячики, конструкторы, пластилин и цветные карандаши, говорит она.  Игры с ними развивают воображение ребенка, так как не игрушки управляют ребенком, а ребенок ими. А современные трансформеры или, напичканные кучей функций зверушки на батарейках навязывают ребенку способ игры и превращают его в роль пассивного наблюдателя.

Видео

«Такие игрушки управляют процессом игры, разговаривая с ребенком, исполняя ему песни или подсказывая, какую кнопку нажать, - говорит Хирш-Пасек. - Но дети любят сами разбираться, что к чему. Я ищу игрушку, которая не командует ребенком, а позволяет ему командовать собой».

По ее мнению,  соотношение активности ребенка и игрушки в процессе игры должно быть 90% к 10%. Игра, в которой ребенку нужно лишь выполнить одно действие или дать всего один ответ на вопрос, не позволяет ему проявить себя.  «Детям нужно исследовать, разобрать, собрать обратно, перестроить по-новому, - говорит психолог. -  Это помогает развить воображение ребенка и позволяет ему создать свой собственный мир».

Яна Филимонова

А также:

Развиваем память ребенка

Как приучить ребенка читать?

10 признаков того, что ваш ребенок талантлив

Музыкальная школа. Аргументы "за" и "против"

Жизнь без телевизора. Игры на логику. Урок первый

Жизнь без телевизора. Игры на логику. Урок второй

Код для вставки в блог

Видео