За "правилами игры" в семье следит младенец

За

Мы воспринимаем различные нормы поведения еще задолго до того, как становимся сознательными личностями. К такому выводу пришли Линдси Пауэлл и Элизабет Спелке из Гарвардского университета. Ученые выяснили, что у младенцев от 7 месяцев до года уже имеются определенные представления о том, как именно должны вести себя члены их социальной группы.

Согласно теории Пауэлл и Спелке, всем людям в целом свойственны групповые поведенческие стереотипы, благодаря которым для нас становится предсказуемым поведение того или иного члена одной социальной группы в данной ситуации. "Подстраиваясь" под нормы своей группы, мы считаем, что и другие ее члены должны вести себя точно так же.

В ходе эксперимента детишек в возрасте от 7 месяцев до 1 года, которые еще не умели говорить, сажали на колени к родителям перед монитором. После чего родителей просили закрыть глаза, чтобы они не могли повлиять на поведение своих отпрысков, а последним принимались демонстрировать короткие мультипликационные ролики, в которых участвовали две группы вымышленных существ — в виде звездочек, треугольников и квадратиков с глазами…

На первом этапе малыши просто знакомились с поведением тех или иных фигур. На второй отслеживалась реакция ребенка на "нарушение правил" — то есть на случаи, когда фигурки вели себя "нетипичным" для своей группы образом. За экранами в это время находились "кодеры" — сотрудники, которые фиксировали, куда именно смотрит малыш. Исследователи исходили из того, что ребятишки будут более внимательно смотреть на экран, увидев там что-то неожиданное. Оказалось, что, действительно, взгляды детей бывали чаще прикованы к монитору, когда они созерцали на нем какие-то нестандартные ситуации.

"Мы обнаружили, что у младенцев существуют развитые представления о том, что члены социальной группы ведут или должны себя вести схожим образом еще до того, как они начинают интенсивно взаимодействовать с другими", — сказано в статье, которую авторы исследования опубликовали в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В этом разделе:
Новости партнеров

Также недавно ученые из канадского университета Калгари выяснили, что распознавать сарказм в словах дети начинают лишь в возрасте 8-9 лет. Исследования показали, что некоторые дети начинают понимать саркастический подтекст к 6-8 годам, но в большинстве случаев значение таких фраз, как "отлично!" или "ну, спасибо тебе!", обращенные к ребенку, когда он делает что-то не так, воспринимается в этом возрасте как буквальное.

Чем сложнее был подтекст, тем хуже ребятишки его распознавали. Наилучшие результаты оказались у тех, кто от природы был наделен повышенным уровнем эмпатии — способности сопереживать. Так, группе из 31 8-9-летнего "испытуемого" предложили оценить несколько сценок, разыгранных с участием игрушек, изображающих различных животных. При этом для каждого ребенка использовались 12 различных сценариев. В итоге дети, у которых был высокий уровень эмпатии (его замеряли отдельно), угадывали сарказм в два раза чаще. Однако, когда тот же самый тест предложили группе 6-7-летних детей, они не смогли точно выполнить ни одного задания.

"Саркастический язык, особенно в незнакомой форме, серьезное затруднение для большинства детей, — говорится в статье канадских исследователей, опубликованной в журнале Frontiers in Psychology. — Это исследование помогает понять, почему некоторые дети справляются с ним быстрее и проще, чем другие, и позволяет помочь тем, кто испытывает проблемы".

Сарказм, как и эмпатия, способность сочувствовать, также являются частью социального поведения. Такие вещи свойственны в той или иной степени большинству людей. Но иногда встречается и феномен социопатии. Обычно он проявляется с детства: ребенок не воспринимает существующих общественных норм, не способен к сочувствию и ведет себя исключительно так, как хочется ему, порой может проявлять агрессию и причинять физический и психологический вред другим людям и животным… Он не склонен поступать так, как все, и считаться с чьими-то интересами. Единственное, что может заставить его изменить свое поведение — это страх наказания. С возрастом социопатия может усугубляться, из таких людей нередко получаются маньяки и преступники.

В общем, социальными существами мы становимся еще в детстве. Мы учимся строить отношения с другими членами общества и принимаем его нормы. Если же этого не происходит в ранние годы, то это повод бить тревогу.

Читайте также:

Отдыхает ли природа на детях гениев?

Успех для россиян - самореализация и семья

Негативный опыт родителей передается детям

Дарья Любимская
Код для вставки в блог