Мы выбираем партнеров как еду
Кристина Дюрант из Ратгерсовского университета (США) и ее коллега Люси Хант из Университета Техаса в Остине (США) на ежегодной встрече Общества персональной и социальной психологии в Сан-Диего рассказали, что при выборе будущего избранника люди используют те же психологические механизмы, что и при покупке, например, продуктов в супермаркете.
"Зачем ей старый муж?", или Парадоксы неравного брака
На любой вкус
К такому заключению обе исследовательницы пришли совершенно независимо друг от друга, в результате наблюдений за поведением добровольцев и интернет-пользователей в разных ситуациях.
Так, Люси Хант решила проверить, как обстановка при знакомстве влияет на выбор спутника жизни, а также на то, как человек воспринимают окружающих и самого себя. С этой целью она демонстрировала испытуемым фотографии незнакомцев противоположного пола, а затем отслеживала их диалоги с новыми знакомыми или же показывала видеоролики, на которых потенциальные знакомцы беседовали с другими людьми.
Что же касается коллеги Люси, Кристины Дюрант, та, в свою очередь, создала для эксперимента поддельный сайт знакомств и предлагала добровольцам выбрать там себе потенциального партнера.
Выяснилось, что чем богаче был выбор, тем больше испытуемые колебались. Так, если они видели потенциальных избранников только на фото, видео или просматривали их сетевые профили, то редко возникал серьезный интерес к кому-то конкретному. Наибольшую заинтересованность в продолжении отношений демонстрировали те, кто знакомился с глазу на глаз.
Это действительно напоминает поход в супермаркет. Там мы видим множество товаров одних и тех же категорий и можем долго колебаться, прежде чем выбрать то, что кажется нам оптимальным вариантом. А вот дома выбор невелик, и приходится есть то, что лежит в холодильнике…
Последствия комплекса неполноценности
Кристина Дюрант также обнаружила связь между половым поведением людей в зрелости и наличием или отсутствием выбора в подростковом возрасте. Так, те, у кого в ранней юности не было проблем со вниманием со стороны противоположного пола, в более зрелом возрасте проявляли сдержанность и осторожность при выборе партнеров. А вот те, кто, будучи тинейджерами, не пользовался популярностью у парней или девушек, проявляли меньшую разборчивость и были склонны рисковать, заводя отношения с сомнительными личностями.
По-видимому, ранняя популярность, с одной стороны, дает возможность выбирать наилучший вариант, а с другой, дает опыт, благодаря которому мы начинаем лучше разбираться в других людях. Поэтому мы не "бросаемся" на первого попавшегося, кто захотел строить с нами отношения, а ищем того, кто действительно нам подходит.
Если же у юноши или девушки было мало поклонников, то самооценка молодого человека снижается и он готов завести отношения с каждым, кто обратит на него внимание, не задумываясь о возможных рисках.
Дюрант прослеживает тут сходство с выходцами из бедных семей, которые в детстве имели ограниченный рацион. Получив впоследствии возможность выбирать разнообразную пищу, они часто останавливают выбор на более вредных продуктах — главное, чтобы те были вкусными и калорийными.
"То чувство наслаждения, которое мы испытываем при поиске и поедании еды и при выборе спутника или спутницы жизни, похоже, порождается схожими или одинаковыми цепочками нейронов в мозге, — считает исследовательница. — Раскрытие схожей структуры тех механизмов выбора, которые работают в этих двух случаях, может помочь нам раскрыть новые тайны любви к ближним и любви к пище и понять, как мы можем помочь людям лучше понимать друг друга".
А как же чувства?
С другой стороны, если руководствоваться при выборе партнеров теми же принципами, что и при покупках в магазине, то можно так никогда никого и не найти или найти неудачный вариант. Часто мы находим нужные нам качества лишь в разных людях: Петр умен, Иван красив, сексуален и обаятелен, у Василия много денег… Но при этом Петр метр с кепкой и ни гроша за душой, Иван — легкомысленный эгоист и бабник, а у Василия в голове один бизнес… Таким образом, сделав ставку на ум, или красоту, или деньги, мы получаем только что-то одно, а остальные наши требования не удовлетворяются. Вот мы и не можем выбрать: один, другой или третий… Если бы у нас был только один ухажер, то нам легче было бы принять решение — подходит ли он нам.
В конце концов, всегда полезно слушать свои чувства и интуицию, а не просто оценивать и "взвешивать". Если мы любим человека, то не исключено, что нам удастся смириться с какими-то его недостатками. А если сердце молчит, то никакие достоинства не гарантируют счастливого союза.
Дарья Любимская