Отстрел зомби сблизил всю семью

В прессе то и дело мелькают новости о злодеяниях, совершенных фанатами компьютерных игр. Неудивительно, что большинство родителей считают, что виртуальные игрушки - зло, от которого надо оградить свое чадо. А между тем западные педагоги уже открыто говорят, что "стрелялки" и "бродилки" могут многому научить детей. Например, работе в команде. 

В последнее время многие родители всерьез озабочены тем, что их дети чрезмерно увлечены различными виртуальными играми. Ребенок, просиживающий часами за компьютером и игровыми приставками, тратящий все карманные деньги на «общение» с игровыми автоматами в развлекательных центрах постоянно подвергается жесточайшей критике и осуждению со стороны взрослых. При этом они совершенно не задумываются над тем, что заставляет его искать убежище в виртуальном пространстве.

Давно известно, что дети все время жаждут новых впечатлений. Ради них они с интересом исследуют окружающий мир и совершают иногда весьма рискованные поступки, такие, например, как катание на бампере автомобиля или путешествие по городской канализации. Однако дело в том, что современный образ жизни городского ребенка не очень-то способствует получению этих самых новых впечатлений. Более того, родители часто напрямую запрещают ему все, что с этим связано.

Если внимательно посмотреть на то, что взрослые чаще всего запрещают своим отпрыскам, то мы увидим, что под запретом оказывается практически вся детская исследовательская деятельность. Нельзя трогать диких и бездомных животных, нельзя возиться в лужах, нельзя шататься по помойкам (самым интересным, с точки зрения детей, местам), нельзя драться, нельзя... я думаю, если продолжить перечисление, то оно займет не одну страницу.

Читайте также: Мама, я боюсь!

В этом разделе:
Новости партнеров

Этими запретами родители и учителя, сами того не осознавая, добиваются того, что дети начинают считать этот мир весьма опасным местом. Неудивительно, что при первой же возможности ребенок сбегает в более безопасную виртуальную реальность, которую, в отличие от нашего мира, он может полностью контролировать. Другая причина увлечений виртуальными играми кроется в том, что здесь у ребенка нет ограничений на реализацию своих творческих способностей. Многие возразят мне, что и в реальном мире они никак не препятствуют творчеству своих детей. Но так ли это на самом деле?

Неужели вы никогда не ругали своего сына за разрисованные обои? Или свою дочку за сумочку, выкроенную из любимой маминой юбки? Всегда ли вы позволяете им брать в руки инструменты, швейные и кухонные принадлежности и что-то мастерить с их помощью? Если да, то поверьте мне, ваша семья уникальна, и вашим детям действительно нет нужды проводить свое свободное время возле игровых автоматов. Но, к сожалению, в большинстве семей все иначе - родители строго-настрого запрещают ребенку любые попытки сконструировать свой собственный мир в этой реальности.

А вот в виртуальном мире все наоборот. Там никто не будет ругать за постройку таких замков, которые хотел бы сделать ребенок, за сочинение той музыки, которая ему нравится и за раскрашивание игрового пространства в свои любимые цвета. Так что, как видите, и в этом случае «виртуалка» оказывается предпочтительнее того мира, который нас окружает.

Итак, причины увлечения детей виртуальным миром нам понятны. Непонятными остаются лишь претензии родителей к малолетним «геймерам». Ребенок проводит все время за компьютером вместо того, что бы делать уроки, помогать по дому и заниматься спортом? Это действительно не совсем хорошо. Но кто виноват в том, что подобные занятия ему стали неинтересны?

Он сам? Навряд ли. Часто именно взрослые не могут заинтересовать своего отпрыска самыми элементарными вещами (такими, например, как уборка квартиры или выполнение заданий по математике), в результате чего они превращаются в рутину, которую дети, как мы знаем, на дух не переносят.

Часто также жалуются на то, что ребенок, увлекаясь играми, перестает общаться с родителями и сверстниками. Здесь также явно перепутана причина и следствие: скорее всего, в какой-то момент подобное общение перестало быть ребенку интересным, и он сбежал к виртуальным персонажам, которые, в отличие от нас, не ругают его, не насмехаются над ним и не заставляют скучать.

Поэтому, если вы хотите вернуть ваше дитя в реальный мир, нужно всего-то сделать его более интересным. Тем не менее, я хочу заметить, что само по себе увлечение играми не является таким уж абсолютным злом, каким его представляют некоторые психологи и педагоги. Виртуальный мир тоже может многому научить.

Здесь мне вспоминается ситуация, которая постоянно происходит по выходным с моим сыном. Каждую субботу-воскресенье мы всей семьей ходим в ближайший кинотеатр. Помимо просмотра мультфильмов, мой ребенок еще с большим удовольствием играет там в игру «House of Death 2». Это типичная стрелялка, в которой нужно убивать зомби и прочую замогильную нечисть, чтобы избавить от нее жителей небольшого городка.

Автомат, на который установлена игрушка, рассчитан на участие двух игроков. В последнее время вместе с моим сыном с большим удовольствием играет моя супруга (а иногда и я сам).

Наблюдая со стороны за тем, как жена и ребенок азартно отстреливают оживших покойников, я вдруг обнаружил, что через какое-то время они стали действовать как единая команда. Получается, что этот автомат научил моего ребенка тому, чему не смогли научить воспитатели детского садика и школьные преподаватели - навыкам командного взаимодействия.

Но что самое интересное, применение этих навыков не ограничивается только игрой. После месяца «охоты на зомби» мой сын стал куда лучше взаимодействовать с нами во время выполнения домашних дел, а также при подготовке уроков. Я думаю, это произошло потому, что там, в игровом зале он осознал, что мы все можем быть партнерами по любому делу, и что ему интересно взаимодействовать с нами.

Кроме того, увлечение моего ребенка игрой «House of Death 2» принесло другие, весьма интересные результаты. Раньше за то, что он выполнял некоторые домашние работы, не входящие в круг его прямых обязанностей, мы просто давали ему деньги на карманные расходы. Теперь, по предложению супруги, мы стали премировать его жетонами на игру (каждый жетон стоит 40 рублей).

В результате ребенок, стараясь получить как можно больше пропусков в свой любимый «Дом Смерти», стал выполнять работу куда более качественно и постоянно предлагает нам нагрузить его новыми делами. То есть, стремясь побыстрее оказаться в виртуальном мире, он стал куда более активным и деятельным в мире реальном. И, что самое интересное, у него повысилась и школьная успеваемость, поскольку за каждую пятерку ему также положен один жетон.

Получается, именно виртуальный мир помог моему сыну осознать простую взаимосвязь между качеством сделанной работы и размером вознаграждения, а также заставил его изобретать новые способы для достижения поставленной цели. Я думаю, мало кто из вас будет утверждать, что подобные навыки не пригодятся ему в реальном мире.

Итак, если грамотно подойти к проблеме увлечения детей виртуальными играми, то окажется, что они могут принести детям много пользы. Стратегические игрушки способствуют также развитию аналитического мышления, стрелялки - быстроты реакции и стрессоустойчивости, квесты - способности разгадать любую головоломку.

Читайте также: Так ли опасна детская драка? 

При этом уже давно существуют специальные развивающие и обучающие виртуальные игры, которые частенько используются в школах различными специалистами по внеклассным занятиям, например, логопедами и психологами. Кстати, большинство из них утверждают, что странствия в виртуальном мире часто помогают залечивать те душевные раны, которые ребенок получает в реальной жизни.

Поэтому я советую вам не упрекать ребенка за то, что он уделяет много внимания виртуальным играм. Лучше попробуйте поиграть в PSP, компьютерную приставку или на игровом автомате вместе с ним. Возможно, после нескольких сеансов он станет больше вам доверять и это поможет его возвращению в текущую реальность. Причем вернется он из «виртуалки» не объектом постоянных насмешек и осуждений, а настоящим героем...

Антон Евсеев
Код для вставки в блог