Комплименты ухудшают успеваемость

Комплименты ухудшают успеваемость. 10143.jpeg

Каждый родитель считает свое чадо уникальным и наверняка не упускает возможности лишний раз ему об этом намекнуть. "Какой ты у меня умница", "Какая ты у нас красавица", "Вот и молодец" — это, наверное, самые распространенные фразы, которые можно услышать из уст заботливых мам. Однако ученые умы предостерегают родителей от чрезмерной похвалы.

Нужно ли хвалить ребенка и как это стоит делать? Подобными вопросами задается каждый родитель. Естественно, в стороне не остаются ученые, спешащие на помощь отчаявшимся в поиске правильного решения мамам и папам.

Исследования на тему необходимости похвалы появляются с заметной периодичностью. И в последнее время специалисты все чаще приходят к неутешительным выводам о чрезмерной лести в адрес детей. Психологи утверждают, что чрезмерная похвала — пустое занятие. Более того, она идет во вред и может сделать вашего ребенка несчастным.

Известный британский психоаналитик Стефан Гросс (Stephen Grosz) считает, что если постоянно хвалить ребенка, например, "Ты такой умный" или "Ты такой замечательный художник", — то это может привести к снижению успеваемости в школе.

По мнению ведущего психолога Великобритании, "пустые похвалы" формируют у детей ложные ожидания. Свою теорию специалист излагает в книге "Исследованная жизнь" ("The Examined Life").

Вместо того чтобы одаривать детей комплиментами, ученый рекомендует родителям и учителям использовать фразы типа "Поздравляю с выполнением сложного задания" или "Поздравляю за попытку".

Как отмечает господин Гросс в своей книге, "пустые похвалы также плохи, как и бездумная критика, и то и другое выражает безразличие к мыслям и чувствам ребенка".

В этом разделе:
Новости партнеров

В своих рассуждениях ученый ссылается на исследования, показывающие, что дети, которых часто хвалили, хуже учатся. Исследования проводили психологи Колумбийского университета. Ученые попросили 128 детей в возрасте 10-11 лет решить ряд задач по математике. По итогам выполнения задания часть детей похвалили, сказав: "Вы все сделали хорошо. Вы такие умные". Другую группу испытуемых постигла не похвала, а благодарность. Им сказали: "Вы действительно молодцы, что попытались справиться с этим сложным заданием".

Затем обеим группам предложили решить более сложные задания. И те дети, которых предварительно похвалили, справились хуже. Интересно, что при общении со специалистами ребята даже пытались врать о достигнутых результатах. Собственно, именно этому явлению и посвящена одна из глав книги господина Гросса "Слава может привести к потере доверия".

По мнению британского знатока человеческих душ, любая похвала, как минимум, должна сопровождаться воспитательным моментом и должна быть обоснована.

А вот пара американских ученых считает, что похвала вообще лишает мотивации. Эшли Мерримен и По Бронсон утверждают, что благое намерение родителей сделать приятное своему чаду дает обратный эффект. Если детей хвалить слишком часто, то они перестают обращать на это внимание и начинают принимать комплименты как должное.

Авторы книги основываются на многочисленных мировых исследованиях. Они привели в пример 150 различных работ ученых на данную тематику, которые доказывают, что, например, студенты, которых часто одаривали комплиментами, менее целеустремленны и мотивированы. А уж на маленьких детей и подавно похвала действует не лучшим образом.

Интересный эксперимент был проведен в одном из учебных заведений Флориды. Группу студентов посадили за компьютеры и попросили сыграть в видеоигру. Результаты были довольно неплохи. Но когда в кабинет вошел молодой человек и похвалил ребят, все изменилось, и не в лучшую сторону. Студенты стали проигрывать. По мнению специалистов, внимание подопытных переключилось с игры на человека, похвалившего их.

Также ученые-психологи в одном из докладов критикуют школьную систему поощрений в качестве стикеров, сладостей и других бонусов. Они утверждают, что подобные меры способствуют снижению успеваемости, так как дети воспринимают их как взятку.

Многие сходятся во мнении, что дети предпочитают не похвалу и награду, а постепенное улучшение своих достижений. Если награду (похвалу) получить просто так, то сама идея вознаграждений потерпит крах.

Существует несколько способов грамотно похвалить ребенка, не причинив ему вред в будущем. Во-первых, используйте конкретику и не обобщайте. Во-вторых, уделяйте внимание только тем вещам, на которые ребенок реально может повлиять. Если вы используете методы вознаграждения, то ставьте перед детьми достижимые цели. Старайтесь не использовать слова лести за достижения, к которым было приложено мало усилий. Не хвалите ребенка, сравнивая его с другими людьми. Не требуйте от своего чада недостижимого. И, конечно, будьте искренни со своими детьми.

Читайте также:

Двоечники — самые тихие и скромные

Двоечник или отличник? Зависит от знака Зодиака

"Пятерки" за деньги: психологи против

Екатерина Полянская
Код для вставки в блог