Как утихомирить неугомонного сорванца?

Как утихомирить неугомонного сорванца?. ребенок
Фото: REX

Дома ваше чадо просто ангел, но в школе его считают одним из самых отъявленных хулиганов в классе. При папе ребенок — сама воспитанность, зато изводит бабушку своими шалостями… Откуда берутся эти маленькие двуликие Янусы и как реагировать родителям на двойные стандарты в поведении ребенка? И правильно ли требовать одинакового поведения везде?

За "правилами игры" в семье следит младенец

Хватит ли ребенку 10 тысяч рублей в день?

Сверхродители: ребенок как проект и объект для инвестиций 

Можно ли внушить ребенку, что нужно вести себя одинаково везде?… Вряд ли это будет честным. Мы не можем отрицать, что в зависимости от окружения человек ведет себя по-разному, и до какой-то степени это нормально. С детства малыш наблюдает, как меняется поведение и тон родителей при общении с друзьями, с ним самим, с бабушкой, соседкой или с начальством по телефону… Так что вряд ли можно требовать от чада общаться со своими сверстниками так же, как с мамой и папой, а в школе быть таким же, как дома.

В этом разделе:
Новости партнеров

Однако если поведение ребенка меняется слишком сильно: дома он паинька, а в школе дерется, или при родителях — сама воспитанность, но изводит бабушку и дедушку своими проказами, следует понять, в чем причина такой "двуликости". Чаще всего это происходит, когда представления о допустимом у ребенка размыты, и его сдерживает лишь внешний контроль. Как только авторитетный взрослый (мама, папа, учительница) оказывается далеко, чадо начинает ориентироваться на ближайшее окружение. В школе все бегают и кричат на переменах — замечательно, значит, и я буду поступать также. Бабушка закрывает глаза на пролитый чай и затоптанный грязными ботинками пол в прихожей — значит, о чистоте при ней можно не беспокоиться.

В детском коллективе ребенок может поддаваться давлению сверстников. Чтобы не стать изгоем в их глазах, он начинает плеваться через трубочку бумажками, подкладывать кнопки на учительский стул и облизывать сосульки. В дошкольном и младшем школьном возрасте детям очень трудно запретить себе то, что прямо на его глазах с удовольствием делают друзья. Существует немного детей, у которых самоконтроль до 9-11 лет развит до такой степени, чтобы отказаться от вкусной сосульки… Поведение против правил может быть продиктовано не просто желанием не отстать от других, но и попыткой выбиться в лидеры. Наблюдая за тем, кто пользуется популярностью в классе, дети нередко делают вывод, что быть зубрилкой и паинькой — скучно. В попытке завоевать расположение одноклассников чадо может перегнуть палку, от невинных шалостей и шуток перейти к тем, за которые их родителей вызывают на ковер.

Что делать в этом случае? Во-первых, стоит говорить с ребенком о чувствах других людей. Это поможет ему постепенно развить внутренний контроль. Кричать и бегать на уроках не стоит не потому, что за это наказывает, а прежде всего потому, что это очень мешает учительнице и другим детям. Мальчик, у которого отобрали игрушку в песочнице, расстроился и плакал, потому что думал, что машинку ему уже не вернут.

Чаще хвалите ребенка — не просто так, в общем: "Ты хороший", "Ты молодец", — а за что-то конкретное. Нарисовал красивый рисунок, аккуратно заполнил прописи, ловко прыгает через скакалку. Дети, которые ощущают собственную ценность, меньше ориентируются на сиюминутные настроения окружающих. Такой ребенок верит в то, что он хороший, добрый и умный — а значит, и вести себя постарается соответственно.

Не требуйте от ребенка, чтобы он был абсолютно добр со всеми. Любой взрослый хорошо понимает, что такая стратегия опасна: ведь есть люди, которые относятся к нам плохо. Достаточно будет, если ребенок относится так же, как относятся к нему. Ну или, может быть, чуточку лучше. ("Если девочка в классе вредничает, может быть, ей грустно, и на нее никто не обращает внимания. Попробуй поговорить с ней по-доброму — вдруг она не такая уж плохая?").

Бывает и так, что дети следуют своим представлениям о том, чего от них ждут другие. Бабушка и дедушка следят, чтобы внук хорошо кушал, и ходят с ним в зоопарк. Видимо, им нравится кормить и развлекать его. А вот мама ждет выполнения уроков и рассказа о дне, проведенном в школе. Когда близкие начинают выполнять "несвойственные" им функции, ребенок теряется и продолжает вести себя привычным образом. В этом случае нужно изменить поведение взрослых. К примеру, если по какой-то причине уроки с младшеклассником теперь делает бабушка, а раньше этим занималась мама, стоит поговорить с ребенком об изменении привычного уклада. Можно рассказать, что когда бабушка училась в школе, она была отличницей и очень хорошо решала задачи по математике — а теперь научит этому и его. Постепенно к списку обычных занятий, которые он делает с бабушкой, кроме "гулять" и "отдыхать" прибавится и "делать уроки".

Иногда предоставляйте ребенку время отдыха от правил. Устраивайте походы в лес, где можно будет беспрепятственно бегать и кричать, или иногда позволяйте драться подушками с братьями и сестрами. А уж немного похулиганить вместе с мамой и папой — большей радости просто быть не может! Когда у детей есть пространство и время, чтобы спустить пар, они меньше склонны хулиганить в "неподходящих" местах.


"Дети индиго", или Синдром дефицита внимания и гиперактивности?
Лада Степанова
Код для вставки в блог