Нечуткие дети станут преступниками
Причинение вреда окружающим связано с неспособностью "считывать" чужие чувства и эмоции. Такую гипотезу выдвинули профессор Стефани Ван Гузен и ее коллеги из Университета Кардиффа. Они взяли за основу следующую теорию: преступник просто не в состоянии понять, что чувствует его жертва, и поэтому совершает по отношению к ней насильственные действия.
Новый психологический подход
Ранее считалось, что корни преступности обычно лежат в детстве. Неблагоприятная атмосфера в семье, чрезмерное давление на ребенка, либо, напротив, отсутствие должного контроля над ним — все это может со временем привести к тому, что тот станет трудным подростком, а впоследствии и настоящим уголовником…
Поэтому в разных странах разрабатываются программы, подавляющие склонность к насилию у детей и подростков. Однако эффективность таких методик вызывает много дискуссий.
Ван Гузен и ее команда считают, что причины насилия могут быть иными. А что если такие люди просто не умеют распознавать чужие эмоции? По их мнению, это свойственно как взрослым психопатам, так и детям с расстройствами поведения.
Если это так, то ребенку и не приходит в голову, что, к примеру, девочке, которую он ударил, больно… В зрелом возрасте он будет автоматически совершать акт насилия, так как не осознает, что причиняет этим страдания своей жертве.
Если эта гипотеза верна, то потенциальных психопатов и социопатов еще в раннем возрасте можно научить распознаванию эмоций и, как следствие, выработать у них способность к эмпатии — сочувствию окружающим, предположили ученые.
Всего лишь распознать мимику
На помощь исследователям пришла специальная компьютерная программа, которую используют при психологической реабилитации пациентов с травмами головного мозга для того, чтобы заново научить их распознавать социальную мимику.
К участию в эксперименте привлекли 50 тинэйджеров в возрасте от 12 до 18 лет, осужденных за различные преступления. Половина из них прошла специальный курс общей продолжительностью от 7 до 9 часов, в ходе которого испытуемых обучали распознавать проявление на лицах людей таких эмоций, как радость, страх, печаль или гнев.
"Постепенно мы учили их обращать внимание на правильные сигналы в мимике, например, на глаза и рот, которые говорят вам, как люди себя чувствуют", — говорит Гузен.
Авторы исследования составили перечень всех совершенных участниками в прошлом преступлений, а когда курс обучения был завершен, на протяжении полугода вели за ними наблюдение. В среднем количество противоправных действий, совершаемых их подопечными, заметно упало, причем это касалось и контрольной группы, не проходившей курс обучения распознаванию эмоций.
Но в этом не было ничего удивительного, так как все подростки осознавали, что к ним проявляют повышенное внимание. Однако те, кто прошел обучение, гораздо реже стали совершать поступки, связанные с насилием и физической агрессией, и чаще попадались на кражах.
Результаты исследования, которые были опубликованы в научном журнале PLoS One, дают надежду на разработку нового метода реабилитации трудных подростков. Разумеется, по одному-единственному эксперименту делать окончательные выводы по поводу эффективности такой методики нельзя, но попытка не пытка… И наверняка будут еще серии экспериментов.
Одним из основных преимуществ изобретенного кардиффскими учеными ноу-хау являются низкие затраты на курс "перековки" малолетних преступников. Для этого достаточно всего лишь одного преподавателя и одного компьютера… Между тем, работа всего лишь с одним осужденным в рамках государственных коррекционных программ обходится намного дороже…
В ближайшее время Ван Гузен со своей группой намерены опробовать одну из версий разработанной ими программы на четырехлетних малышах, демонстрирующих асоциальное поведение. Ведь именно из них могут вырасти подростки-социопаты.
Коррекция начинается в детстве
Недавно в The Journal of Experimental Child Psychology также была опубликована статья о том, что как раз с четырехлетнего возраста дети способны распознавать у других такие сложные эмоции, как гордость или разочарование. А вот осознавать их у себя они становятся способны только в пять лет.
Группа психологов в процессе эксперимента предлагала ребятишкам сыграть в компьютерную игру. При этом исход игры не зависел от действий игроков и был заранее предопределен авторами исследования. Наблюдения показали, что даже двухлетние малыши при выигрыше внешне демонстрировали радость от победы — к примеру, высоко поднимали голову и выпрямляли спину…
Затем экспериментаторы предложили всем участникам выбрать из четырех картинок ту, которая, по их мнению, наиболее точно отражала, что именно испытывали в этот момент они сами и их родители. Четырехлетние дети дали более точные ответы относительно родительских эмоций, а вот пятилетние малыши уже могли фиксировать собственные чувства и эмоции. Так что уже в этом возрасте возможна коррекция.
Читайте также:
Как помочь подростку пережить переходный возраст
Все, что мы хотели знать о детях, но боялись спросить
Дарья Любимская