Назад в СССР: из роддома — в ясли
Сейчас многие представители определенного поколения обожают говорить о том, насколько при СССР жить было лучше, чем нынче. И вот в одном из таких споров всплыл интересный аспект "совкового счастья" — на пожухлом бланке из тех старых времен, когда крошечных советских детишек, оказывается, сдавали в ясли, буквально не вынимая из младенческих пеленок.
Соответствующая дискуссия — по вопросу о том, в каком возрасте ребенка можно (слово "нужно" здесь вообще употребляется весьма условно) отправлять в ясли, — развернулась недавно в ЖЖ. Кто-то делился собственным давним и весьма смутным опытом посещения яслей, некоторые молодые мамы примеряли советские порядки на своих детишек, но в общем и целом народ сошелся во мнении о том, что, как ни парадоксально, нынешние россиянки имеют гораздо больше возможностей продлить личное участие в воспитании ребенка, чем их предшественницы из Союза или современные жительницы некоторых западных стран.
В СССР больничный, предоставляемый женщине после рождения ребенка, заканчивался как раз по достижении им двухмесячного возраста. Матери, соответственно, пора было выходить на работу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Разумеется, многие всеми силами старались как можно дольше отсрочить отправку своего крошечного чада в ясли: родители поочередно оформляли отпуска и сидели с младенцем, сдавали ребенка на попечение бабушкам и дедушкам… Но в полгода большинство советских детей уже обретались в казенном учреждении.
Читайте также: Советы родителям: кожные проблемы малышей
Судя по комментариям в блогах, нынешним российским мамашам такое положение дел кажется звериным оскалом капитализма, вынуждающего несчастную женщину отрывать дитя от груди и идти на поклон к золотому тельцу. Хотя, как известно, оскалился капитализм в России много позже — и, тем не менее, по срокам сдачи детей в ясли сейчас ситуация отнюдь не такая жесткая, как была в СССР. Да ради бога, мамаши, можете холить и лелеять своих отпрысков хоть до школьной скамьи. В детское дошкольное учреждение берут только полуторагодовалых (по достижении ребенком этого возраста заканчивается выплата пособия), а на практике, учитывая пресловутую очередь, повезет, если удастся пристроить двухлетку. При этом про размер пособия и источники дохода в течение временного промежутка между окончанием выплат и возвращением на работу после отправки дитяти в садик лучше вообще речь не заводить — грустно до отчаяния.
"Может, ясли все-таки не такое уж и зло, а для некоторых — хороший выход: родила, больничный отсидела, потом ребенка в ясли, сама на работу? Понятно, что от хорошей жизни так никто не сделает. Но это выход, пусть и не самый элегантный", — пишет автор блога "Мемуары будущей свекрови".
Вопреки подозрениям скандализованных комментаторов, советские ясли не представляли собой подобие "обезьянника" с металлическими игрушками, прибитыми к полу. Был большой манеж с деревянными бортиками, где под присмотром нянечек в меру своего темперамента и прочих свойств личности резвились малолетние граждане Советского Союза. Утром родители сдавали свое чадо в ясли в своей, "домашней" одежке, потом следовало переодевание в казенное бельишко, а по окончании дня — обратный процесс. То есть, получается, частично решалась весьма актуальная для советского быта стирка пеленок (памперсов ведь тогда еще и в помине не было).
Конечно, трудно отрицать, что социализировать ребенка действительно впору лет с двух, а до этого пусть себе растет и развивается, образно выражаясь, у мамы за пазухой. Но подобные педагогические рассуждения, как показывает та же блогерская дискуссия, — удел тех, кто-либо может себе позволить пару лет не работать, либо вовсе лишен такого выбора. Запад, на который мы с постсоветских времен так полюбили равняться, живет именно по таким вот достаточно жестоким правилам: педагогические соображения схлопываются под прессом экономических, и детишки отправляются в ясли чуть ли не прямо из роддома.
Как раз так обстоит дело в прогрессивных Соединенных Штатах, где ребенка могут зачислить в ясельную группу уже с рождения, а сдавать его туда маме разрешается через несколько недель после родов. Оплачиваемого декретного отпуска как такового не существует. Получается, дошкольное учреждение выполняет функцию традиционных русских бабушек, которым особо рвущиеся на работу родительницы сплавляют своих младенцев. Конечно, казенный дом не способен заменить члена семьи, но в финансово безвыходной ситуации лучше что-то, чем ничего.
Читайте также: Плач новорожденного - ищем причину
В Израиле детишек тоже принимают в ясли с трехмесячного возраста. Примерно то же самое — во Франции, на месяц позже. Как раз в это время, когда малышу стукает четыре месяца, его матери заканчивают оплачивать декретный отпуск, поэтому француженки и сами рады сдать ребенка на руки профессиональным нянькам. Следовательно, из-за колоссального спроса мест в яслях вечно не хватает, и работают такие заведения по дням, то есть младенца могут принять, скажем, на среду-четверг-пятницу. А в остальные дни маме придется сидеть с ним самой. И это значит, что устроиться на работу на полную ставку она уже не сможет. Так вот здешним родительницам попробуй скажи, что всеобщие советские ясли с двух месяцев были издевательством над институтом материнства и принципами педагогики, — как минимум не поймут, а могут и обидеться.
Говорить о том, что дети, прошедшие ясельную "школу", как-то отличаются от своих взлелеянных родителями или бабушками сверстников, было бы несправедливо — хотя именно этот аргумент пытаются приводить сторонницы семейного воспитания малышей чуть ли не до самой школы. Тут впору вспомнить давнюю дискуссию о том, что мама и домохозяйка — это тоже профессия, которую государство должно как-то оплачивать. Спор на эту тему периодически вспыхивает и быстро затухает, так ничем и не закончившись. Потому что, как ни крути, ни одно государство в мире не станет финансировать персональный детсад на дому.
Елена Никольская