Индейские традиции: разумная свобода и доброта

Индейские традиции: разумная свобода и доброта. индеец

Уцелевшие индейские племена по сей день хранят древнюю культуру. Несмотря на различия в укладе жизни, большинство индейцев сходятся в традициях воспитания детей и детско-родительских отношений. По сути, индейцы — основоположники популярного ныне "естественного родительства". Разумная свобода, отсутствие запугивания и интерес к окружающему миру — залог развития ребенка, считают они. Что можно почерпнуть из индейских традиций воспитания? 

Воспитание ребенка: муштра или общение на равных?

Государство подскажет, как воспитывать детей 

В России хотят запретить родителям бить детей

Как воспитать настоящего царевича

Что лучше для детей? Cпартанское воспитание или опека

В этом разделе:
Новости партнеров

Чужих детей не существует. Индейцы очень трепетно относятся к детям. И в диких племенах, которые затеряны в джунглях амазонки, и среди живущих в резервациях, и среди тех, кто является полноправным гражданином какого-либо государства (как майя, составляющие 80 процентов населения Гватемалы), отношение к детям одинаково бережное. В некоторых племенах вообще не существует понятия чужих детей — как, к примеру, в племени кофанов. Дети, неважно, чьи — достояние всего племени. Индеец не станет ругать чужого ребенка и защищать своего, и не пройдет мимо плачущего малыша только потому, что это не его сын или дочь.

Естественные роды. Большинство женщин-индианок, даже живущих в больших городах, рожают без анестезии, стимулирующих уколов и кесарева сечения. Многие стараются делать это на дому. В племенах, живущих в дикой природе, роды чаще всего проходят в песке или в воде. Более того, в этот момент женщину принято оставлять одну: роды — дело личное.

Грудное вскармливание. Грудь детям дают по требованию, а не в определенные часы. "Доступ" к груди у индейских младенцев есть в любое время дня и ночи. Женщины кормят детей довольно долго, как минимум до двух лет (в дикой природе это весьма адаптивный обычай: в отличие от остальной пищи, материнское молоко стерильно). Даже если за несколько лет индианка родила нескольких детей, старших от груди не отлучают.

Нет наказаний, но есть объяснение последствий. Индейцы редко наказывают ребенка или понукают его. Но о вседозволенности речи тоже не идет: ему просто объясняют возможные последствия его действий. Если ты сунешься в костер — ты можешь обжечь руку или даже сгореть весь. Играешь луком там, где ходят другие люди — можешь подстрелить кого-нибудь. Но в целом индейцы считают, что не нужно слишком сильно опекать малыша. Чересчур заботливые мамы учат относиться к миру со страхом, как будто в нем множество опасностей. А это не так, уверены индейцы.

Видео

Жан Ледлофф, прожившая много лет с амазонским племенем екуана, утверждает, что более счастливых и трудолюбивых детей она еще не встречала. Более того, дети екуана совершенно некапризны и удивительно терпеливы, отмечает она. В своей книге "Как вырастить ребенка счастливым" исследовательница рассказывала, как во время проживания в племени к ней за медицинской помощью прибежал мальчик, в которого случайно попал из лука его старший брат. У мальчика была рана на животе — к счастью, не опасная, но весьма болезненная. Однако он даже не думал сердиться на брата. Мать, которой рассказали, что ее старший сын ранил стрелой младшего, произнесла только: "Неужели?". Все присутствующие понимали, что ругать некого и не за что: это самый настоящий несчастный случай.

Процесс, а не расписание. В языке индейцев екуана нет слова "завтра" или "вчера" — как, кстати, нет и слова "работа". Они просто живут, не разграничивая время на какие-то отдельные дни, а деятельность — на развлечение или работу. Исследователи, наблюдавшие за жизнью индейских племен, описывают, что те отвергают многие приспособления цивилизации, которые могли бы упростить их быт, просто потому, что эти приспособления лишили бы их каких-то удовольствий. К примеру, во время походов за водой к ближайшей реке женщины общаются между собой, смеются, купаются сами и купают детей. Водопровод из бамбуковых трубок, который вполне по силам было бы соорудить членам племени, лишил бы их этих развлечений. Поэтому они не видят смысла в такой "рационализации" жизни.

Интерес к познанию. С самого рождения дети присутствуют при любой деятельности родителей. Малыша носят в специальной перевязи или в переносной детской кроватке из дерева или тростника, которую мастерит отец. Таким образом, ребенок наблюдает гораздо больше интересных вещей и явлений, и развивается интенсивнее, чем, если бы он лежал в колыбели и видел только стены, потолок и погремушку, как это происходит у европейских младенцев. Если ребенок устал от переизбытка впечатлений, он всегда может спрятаться у матери на груди или за спиной и подремать.

С двух-трех лет ребенка поощряют копировать занятия взрослых. У многих маленьких индейцев есть "детские" инструменты — копии инструментов взрослых. Детей не заставляют доводить дело до конца, если они того не хотят — взрослые радуются, что у них появился первый интерес к труду.

"Мне довелось присутствовать при первых минутах рабочей жизни одной маленькой девочки, — пишет Жан Ледлофф. — Ей было около двух лет. Я и раньше видела, как она играла среди женщин и девушек, трущих маниоку. Теперь она брала кусочек из кучи маниоки и терла его о терку сидевшей рядом с ней девочки. Кусок был слишком велик, и она несколько раз роняла его, пытаясь провести им по шершавой доске. (…) Меньше чем через минуту ей надоело, она бросила терку в корыто и убежала. На кусочке маниоки не было и следа от ее трудов. Никто не дал ей понять, что ее поведение было странным или неожиданным. Напротив, женщины ожидали, что рано или поздно ей наскучит тереть маниоку; им было известно, что дети входят в культуру каждый по-своему и в своем темпе".

Все в круг! У индейцев есть традиция садиться в круг и делиться с соплеменниками тем, что у них на сердце. Какие-то племена собираются в круг в определенные дни, а другие ежедневно делятся тем, что произошло у них сегодня, просят совета, а еще рассказывают истории и поют. Кстати, многие современные психотерапевты рекомендуют семьям завести такой ритуал — собираться вечером за столом и делиться историями, произошедшими за день. Поистине, все новое — хорошо забытое старое.


Новые правила воспитания: сажать можно, бить нельзя
Лада Степанова
Код для вставки в блог


Разделы

Афиша событий Звездные истории Женский мир Родители и дети Материнство и красота Беременность и роды Семейная психология Социум
Видео