Хулиганов ругать противопоказано
Как большинство взрослых реагируют на хулиганские выходки ребенка или подростка? Обычно начинают возмущаться, читают озорнику нотации, наказывают… Однако такой подход далеко не всегда оказывается эффективным. Все дело в том, что он поддерживает повышенный статус задир. К такому выводу пришли исследователи из Университета Саймона Фрейзера (США).
"Обидчики" рулят?
В опросе, проведенном психологами, приняли участие 135 старшеклассников из Ванкувера. Особенно интересовали их школьники, замеченные в издевательствах над сверстниками.
Всем участникам предлагалось заполнить специальный опросник. Проанализировав полученные результаты, авторы исследования разделили школьников на четыре группы. В первую группу вошли обидчики (те, кто постоянно задирал своих одноклассников), во вторую — наблюдатели (те, кто только наблюдал, как обижают других), в третью — жертвы (те, кто становился объектом издевательств со стороны обидчиков), и, наконец, в четвертую — жертвы-обидчики (те, кто в одних ситуациях выступал в роли объекта обид, а в других — в роли самих обидчиков).
Выяснилось, что представителей первой группы, то есть тех, кто постоянно выступал в качестве обидчиков, отличала более высокая самооценка. Кроме того, их статус среди сверстников был выше среднего. Также уровень депрессии у них был ниже, чем у прочих. По-видимому, это было связано с тем, что хулиганское поведение наполняло их гордостью за собственную персону…
Почему хулиганы популярны?
Ученые считают, что стремление к агрессии в адрес окружающих заложено в генах. Именно поэтому поведение таких людей так сложно изменить. Более того, чем хуже подросток себя ведет, тем больше уважают его в компании ровесников. С одной стороны, потому что боятся, с другой — потому что он может позволить себе то, чего не могут остальные, из опасений перед родителями, учителями и т. д.
Если хулиган позволяет себе обижать более слабых сверстников, это воспринимается другими как признак силы. Его жертвы — это прежде всего дети и подростки, обладающие признаками психологической слабости, то есть не способные постоять за себя не столько по физическим, сколько по психологическим причинам. Жертвы-обидчики обычно выбирают объектом для издевок тех, кто физически не может дать отпор. Но если встречают кого-то сильнее себя, то сами могут превратиться в такой объект.
Настоящий обидчик способен атаковать и физически сильного, даже взрослого человека, если тот менее агрессивен. Нередко для него не существует никаких "табу". Это восхищает его окружение. Факт того, что такой подросток состоит на учете в полиции или даже побывал в колонии, только добавляет ему "очков" в глазах сверстников. Постепенно его имя обрастает легендами, он становится "героем"…
Изменить сознание
Понизить статус такого субъекта очень трудно, учитывая особенности детской и подростковой психики, ведь такой хулиган в их среде является бесспорным лидером. Его либо уважают, либо боятся, либо то и другое вместе… Раз он ведет себя, как хочет, не считаясь с чужим мнением и отношением, его статус будет оставаться высоким. Перед ним могут даже заискивать и лебезить — одни, надеясь на защиту и привилегированное положение при неформальном вожаке, другие — чтобы избежать возможных неприятностей. Пока ситуация остается таковой, любые порицания хулиганского поведения, любые наказания могут не приносить эффекта.
Очевидно, что традиционные методы воспитания и коррекции поведения тут бессильны. Некоторые педагоги советуют не заострять внимания на поступках хулигана, ведь часто он "работает на публику" и любое внимание ему только на руку. Хотя понятно, что игнорировать ситуацию, когда хулиган всерьез наносит кому-то вред, тоже нельзя.
Речь может идти об искусственной модификации поведения при помощи различных психологических методик (как описано в книге Энтони Берджесса "Заводной апельсин"). Но вопрос, насколько это вообще этично… Ведь, делая хулигана безопасным членом общества и лишая его возможности вредить другим, мы делаем его одновременно неполноценной личностью, лишаем права морального выбора между добром и злом…
По всей вероятности, оптимальным вариантом было бы изменение сознания не столько самого задиры, сколько тех, кто входит в круг его общения. Если бы другие дети и подростки понимали, что вести себя таким образом недопустимо и позорно, что это не признак силы, а признак деградации, если бы они воспринимали таких сверстников как стоящих на низшей ступени групповой иерархии, возможно, эти личности не пользовались бы такой славой и популярностью.
Читайте также:
Пранкеры доводят домохозяек до нервного срыва
"Пятерки" за деньги: психологи против
Минута славы для орангутана