Так ли опасна детская драка?

Закончился первый месяц нового учебного года. Я решил спросить сына моих знакомых, первоклашку, нравится ли ему учиться в школе. Ребенок сообщил, что учиться ему нравится, а школа - нет. Засмущавшись, объяснил, что одноклассники его бьют.  Я удивился еще больше, поскольку своего собеседника знал буквально с рождения и хорошо представлял себе его характер. Уж кто-кто, а он никогда не провоцировал конфликты и не задирался ни во дворе, ни в детском садике. Что бы выяснить причину этой ситуации, мне пришлось расспросить его родителей. И тут выяснились весьма интересные вещи.

Воспитатель той группы в детском саду, куда три года ходил будущий первоклассник, видимо, была убежденной противницей насилия. Поэтому она не только по нескольку часов в день говорила детям, что драться нельзя, но и внимательно следила за тем, что бы ее подопечные не устраивали даже шуточных потасовок. Родители детей также неоднократно подвергались «психологической обработке» со стороны этой пацифистки на предмет недопустимости призывов детей к насилию, вроде: «Он тебя ударил? Ну, так дай ему сдачи».

При этом миролюбивая воспитательница единственным способом разрешения конфликтной ситуации считала следующий - тот, кто считает, что его обижают, должен сразу же сказать об этом ей лично, а уж она сама примет все необходимые меры. Как это ни кажется странным, однако в рамках детского сада это вполне работало - по рассказам моих знакомых, конфликтов с применением силы в данной группе практически не было.

Когда сын моих знакомых (очень послушный мальчик, кстати) покинул детский сад, то он был убежден в том, что драться вообще никогда не следует, а если тебя обижают, то нужно рассказать про это взрослому, и он все уладит. Что он и сделал после первой же школьной потасовки. Учительница, конечно же, пристыдила обидчиков (честно говоря, не особо строго), и больше ничего не предприняла. Данная ситуация потом повторилось еще несколько раз. В результате за мальчиком закрепилась репутация ябеды, и, сами понимаете, что вскоре он начал регулярно получать по шее не только просто так, но еще и за то, что жалуется.

В этом разделе:
Новости партнеров

Учительница всегда ограничивалась словесным предупреждением «хулиганам», однако, по словам мальчика, ничего не сделала для того, что бы хоть как-то защитить его. Впрочем, если хорошенько подумать, а как бы она могла это сделать? Ведь первоклассника били не на уроке, а на перемене, где учителю очень нелегко контролировать поведение всех 30 своих учеников.

Особенно если учесть, что на одном месте первоклассники, сами понимаете, дольше секунды обычно не задерживаются. Так что учительница, возможно, и рада была бы что-нибудь сделать, да просто возможности такой у нее нет.

Из-за чего же сложилась подобная ситуация? В первую очередь, из-за странной позиции воспитательницы, которая фактически запретила детям решать конфликты привычным для них способом, и при этом не предложила ничего взамен. Я прекрасно понимаю, что она при этом, скорее всего, вряд ли беспокоилась исключительно о безопасности детей, поскольку детские потасовки редко приводят каким-либо серьезным травмам. В большинстве случаев это просто бестолковая возня с беспорядочным размахиванием руками, дети даже не задумываются над тем, в какое место надо ударить, что бы «вырубить» противника.

Ее в данном случае, видимо, пугало то, что если в группе будут драки, то о ней пойдет нехороший слух, что может отразиться на ее карьере. В результате те, кто ходил в ее группу, оказались бессильными справиться с конфликтной ситуацией самостоятельно. Их не научили отвлекать агрессора, пытаться договориться с ним, доказывать ему, что дружить выгоднее, чем ссориться.

Последнее, кстати, легко делается с помощью игры в обмен игрушками. Самым агрессивным и жадным участникам «тренинга» выдаются самые лучшие игрушки, а остальным предлагают уговорить этих «собственников» поменять их на менее привлекательные. Мои наблюдения показывают, что 80% детей выполняют эту задачку с первого раза, причем даже без подсказок со стороны воспитателя (что не удивительно, дети куда более артистичны и изобретательны, нежели взрослые). Хотя некоторым, конечно же, была необходима помощь старших участников игры.

Вообще, способов, с помощью которых можно научить детей самих справляться с конфликтной ситуацией без драк, существует очень много. Однако здесь я хочу заметить, что сам страх воспитателей и учителей перед дракой, честно говоря, не совсем обоснован. Начнем с того, что дошкольники и младшие школьники чаще всего дерутся не со зла и не из-за какой-нибудь материальной выгоды. В их возрасте драки - это способ научиться не только защищать себя самостоятельно, но и вообще действовать в экстремальной ситуации.

Если мы посмотрим на игры котят, щенков или маленьких шимпанзе, то увидим, что в основном они представляют собой не что иное, как драку. Таким образом малыши обучаются приемам защиты и добычи пищи. А поскольку человек, как мы знаем, физиологически тоже является плотоядным животным, не удивительно, что в программе поведения детей просто генетически заложено подобное обучение.

Кроме того, для ребенка драка - это еще и способ познания мира. Как мы знаем, с рождения и до 8-10 лет ребенок познает окружающее пространство, в основном, трогая его (или пробуя на прочность, если хотите). С этой точки зрения драку можно рассматривать как пробу на прочность и исследование себе подобного. Ведь именно из драки современные дети чаще всего узнают, что такое боль и как можно избежать ее. А также именно драка учит детей быстро принимать решения, правильно оценивать свои силы и силы противника.

Психологи утверждают, что те люди, которым в детстве запрещали драться, вырастают весьма неуверенными в себе и неспособными принимать самостоятельные решения. При этом они более агрессивны, чем те, кто в детстве дрался вволю, поскольку постоянно боятся возникновения конфликтной ситуации.

Итак, как видите, на самом деле в драке нет ничего страшного. Я, кстати, проверял это на личном опыте, никогда не вмешиваясь в драки с участием моего сына. Самое интересное, что он со временем сам уяснил, что драка - это не самый оптимальный способ взаимодействия с себе подобными, и начал придумывать другие способы общения.

Но при этом следует отметить, что участие в драках очень сильно подняло самооценку моего ребенка. В результате чего агрессивные одноклассники перестали его задирать, поскольку известно, что тот, кто не боится получить по шее - не боится и дать сдачи. С таким лучше дружить, чем конфликтовать.

Из всего вышесказанного вовсе не следует, что драки нужно поощрять. Но и боятся того, что дети будут драться, также не стоит. Я думаю, родителям и учителям нужно просто принять во внимание тот факт, что дети все равно будут драться, поскольку это им жизненно необходимо. Однако учить самостоятельно выходить из конфликтной ситуации без помощи насилия также нужно хотя бы для того, чтобы ребенок имел возможность сравнить несколько способов и выбрать самый лучший. А заодно самим учить детей «безопасным» для них и для противников способам драки (например, уклоняться от ударов, при этом самому их не наносить - противник выдохнется и драка закончится).

Как показывает опыт, таковыми, в конце концов, оказываются именно «мирные» методики. Но что бы понять это, необходимо как следует подраться...

Антон Евсеев

Код для вставки в блог