Фарфоровая посуда: выбираем правильный чайник...

Присматривая в магазине заварочный чайник или столовый сервиз, большинство покупателей в первую очередь обращают внимание на его форму и декор. И мало кто задумывается о том, насколько приобретаемая посуда соответствует стандартам качества. Между тем специалисты говорят о шести важных критериях, которые подскажут, можно ли использовать купленный вами предмет в качестве чайника или чашки. Или же он годен лишь на то, чтобы стать очередным украшением на вашей кухне — в лучшем случае бесполезным, а в худшем — даже опасным для здоровья.

Сегодняшний ассортимент посудных магазинов просто радует глаз своим разнообразием дизайнерских изысков. Кажется, что есть все — на любой вкус и кошелек. Но это если не вдаваться в детали. Юрий Платов, профессор кафедры товароведения и товарной экспертизы Российского экономического университета имени Плеханова, уверен в обратном: при всем богатстве выбора найти нужный, а главное — правильный предмет чрезвычайно сложно: "Как-то у меня разбился заварочный чайник. Так я полгода искал ему замену. Все, что попадалось в магазинах, не соответствовало минимальному набору требований к качеству".

Юрий Тихонович знает, что говорит: много лет он занимается экспертизой качества такого необходимого всем товара, как посуда. По его оценке, российская посуда из фарфора и керамики в целом безопасна для покупателя. "На отечественных предприятиях остались принятые еще с советских времен жесткие стандарты качества. Так что можно гарантировать, что изделия не содержат такие вредные вещества, как свинец, кадмий, цинк", — говорит Юрий Платов.

В этом разделе:
Новости партнеров

Ручаться за качество посуды из Китая и Юго-Восточной Азии гораздо сложнее. По словам эксперта, местные изготовители часто вводят в состав сырья свинец или цинк, чтобы усилить блеск изделия. А для внешней красоты используют так называемую легкоплавкую глазурь — это удешевляет производство. К тому же такая глазурь и выглядит весьма привлекательно. Изделия из нее, как правило, яркого цвета — красные, желтые, розовые. Кстати, отечественные заводы используют тугоплавкую глазурь. Покупатели, клюнувшие на яркую расцветку, обычно не подозревают, что это может оказаться небезопасным для их здоровья. Глазурь, получаемая при более низких температурах, легко вступает во взаимодействие с пищей. В результате, в еду попадают микрочастицы краски, содержащей свинец и кадмий. Это одна сторона проблема.

Другая: кислоты, содержащиеся в продуктах, быстро разъедают поверхность такой посуды. А образовавшиеся микротрещины заполняют остатки пищи и как следствие — бактерии. И избавиться от них довольно сложно даже с помощью моющих средств. Проверить качество посуды может каждый. Для этого достаточно налить в нее чай или кофе, которые обладают красящими свойствами. Если спустя какое-то время внутренняя часть посуды окрасилась в темный цвет, это явный признак, что здесь использована легкоплавкая глазурь.

Можно не сомневаться, что долго такое изделие не прослужит — отмывать его с каждым разом будет все сложнее. С этой точки зрения безопаснее использовать посуду, внутренняя поверхность которой не украшена никаким декором — тогда частички краски точно не попадут в пищу. Ну, а если вам приятнее и "вкуснее" есть из тарелки, дно которой украшено цветочками, выбирайте рисунок, покрытый глазурью (то есть практически стеклом). Определить это можно самостоятельно, не полагаясь на компетентность продавца: если рисунок на тарелке ощущается под пальцами, значит, это надглазурный вариант. Часто он выглядит более привлекательно и ярко, чем подглазурный. Ну тут уж решать вам — что важнее: красота или безопасность.

Кстати, детскую посуду однозначно лучше брать без декора на внутренней стороне. Но если с точки зрения содержания вредных веществ к российской посуде нет особых претензий, по другим параметрам она может серьезно проигрывать европейским производителям. "Специалисты используют шесть показателей качества посуды: безопасность, соответствие назначению, эргономичность, надежность, эстетические и экологические свойства. А российские изделия оцениваются только по критериям безопасности и эстетики", — утверждает профессор Платов.

Казалось бы, ну и что? Обойдемся без остальных четырех. Вот в результате такого подхода и появляется то, что Юрий Платов называет "античайник", который в лучшем случае можно использовать в качестве пресса для бумаг. Разливать из него чай будет довольно затруднительно. Много ли российских покупателей знают про такой важный критерий качества заварочного чайника, как функциональный угол наклона выпадания первой и последней капли? Вопрос, скорее, риторический. Между тем, чайники из знаменитого кузнецовского фарфора, выпускавшегося в России до революции, имели угол наклона 90 градусов. Это значит, что наливать из него заварку можно было перпендикулярно чашке — без риска уронить крышку и обжечься.

Немецкие производители уже делают угол наклона 120 градусов, то есть чайник практически можно переворачивать верх дном, опять же без неприятных последствий. По российским стандартам полагается угол всего лишь в 70 градусов, чего явно недостаточно — придется придерживать крышку чайника рукой. К тому же, если у такого чайника уровень носика расположен слишком высоко, наливать из него будет вдвойне неудобно — вода польется через крышку. Удобство процесса разлива чая зависит в том числе и от правильных формы и расположения ручки чайника, чтобы он не "крутился" в руке.

Кроме того, желательно, чтобы у ручки не было так называемых "мертвых зон", труднодоступных для мытья. Иначе там постоянно будет скапливаться грязь. И наконец, правило последней капли. Если на носике заварочного чайника вскоре после покупки появляются характерные подтеки, носик явно неправильный. Правильный будет отсекать последние капли, не давая им стечь. Для этого края носика должны быть слегка закруглены и утолщены. Опять же от правильной формы чайного носика зависит, будет ли вода разбрызгиваться при наливании в чашки. Российские стандарты фарфоровой и керамической посуды подобных тонкостей не учитывают.

Правда, если продукция отечественных заводов идет на импорт, критерии становятся более строгими. Например, для российских фарфоровых чашек характерна такая деталь — их края не покрываются глазурью. И значит, при частом употреблении начнется эрозия поверхности и края чашки будут быстро загрязняться. Экспортный вариант подобное пренебрежение потребительскими свойствами исключает."Наши производители посуды понимают под дизайном только внешнюю красоту, даже, скорее, вычурность. Чем необычней дизайн сервиза, тем более уникальным он считается. А удобство для потребителя никто не учитывает", — говорит Юрий Платов.

Именно по этой причине у сервизов, стоимостью 5-6 тысяч долларов эксперт может с легкостью насчитать несколько десятков функциональных недостатков. Когда-то в "Товариществе производства фарфоровых и фаянсовых изделий М, С. Кузнецова" выпускали 300 видов одних только заварочных чайников (а были еще и доливочные со своими особенностями). При этом об удобстве при использовании (то, что сегодня называется иностранным термином "эргономичность") думали не меньше, чем о красоте. Поэтому и сегодня кузнецовский фарфор ценится очень высоко. Но в советской России в 1927 году производство посуды унифицировали, сделав почти всю ее одинаковой.

Возможно, сегодняшняя тяга к дизайнерским "выкрутасам" в ущерб функциональности — ответ на приевшуюся усредненность. Впрочем, как считает эксперт Юрий Платов, внешняя форма для покупателя имеет значение только при выборе товара. Потом, "для себя" мы выбираем уже по другим критериям. Наверняка, у каждого дома есть своя любимая кружка. А уж заварочных чайников у некоторых точно собралась целая коллекция. При этом реально используется какой-то один "правильный" экземпляр. Чтобы не совершать подобных ошибок, в очередной раз приобретая предмет, который потом будет трудно использовать по назначению, надо помнить, что правильная посуда — это все-таки гораздо больше, чем красивая форма и яркие цвета.

Читайте также:

Не можешь похудеть — виновата посуда


Тайны японской кухни
Светлана Сметанина
Код для вставки в блог