Сказка — ложь, а намеки объяснит взрослый

Сказка — ложь, а намеки объяснит взрослый. 10610.jpeg

Чему учат детей сказки? В детских книжках и мультфильмах часто действуют животные или даже неодушевленные предметы, которые разговаривают и ведут себя, как люди. Но насколько это соответствует формированию у ребенка правильных представлений о мире? Выяснить это недавно попыталась психолог Патрисия Ганя из Торонтского университета (Канада).

Госпожа Ганя обратила внимание на то, что в сказках животные и неодушевленные объекты зачастую обладают человеческим сознанием: кошки строят дома, мыши водят машины, лампы танцуют танго, автомобили и поезда ездят сами по себе… Между тем, до пятилетнего возраста детям еще сложно отличать фантазию от реальности. Как же они воспринимают усвоенное из сказок?

Исследовательница продемонстрировала двум группам 3-5-летних малышей из Бостона картинки, на которых были реалистично изображены незнакомые детям животные, такие, как мара (подвид свинок), буйвологоловые скворцы и брахионихтиевые рыбы… При этом первой группе зачитывали "сказочный" текст примерно следующего содержания: " "Ням, какая вкусная травка!" — думает за завтраком мара-мама. "Дам-ка я немного своему малышу!" — говорит она. Мары-детки любят играть в траве! Но они испачкались! "Пора купаться", — говорит мара-мама. Мара-мама и ее детки любят солнечные ванны после обеда. Вечером мара-мама укладывает деток в кроватки в маленькой пещерке. "Мама, мне страшно!" — говорит малыш. "Не бойся, — отвечает она. — У меня большие уши, я все слышу и не дам тебя в обиду".

Читайте также: Гаджеты делают детей социофобами

В этом разделе:
Новости партнеров

Второй группе зачитывали более "научное" описание жизни свинок: "Проснувшись, мара-мама первым делом съедает много травы. Затем мара-мама кормит своих деток. А еще мара-мама лижет шерстку своих деток, чтобы они оставались чистыми. Весь остальной день мара-мама и ее детки греются на солнышке. По ночам они спят в маленькой пещерке. У мары-мамы большие уши, и она слышит каждый шорох".

После этого ребятишкам задавали вопросы, касающиеся того, о чем они только что узнали. Как выяснилось, те, кто прослушал "сказочный" вариант текста, чаще наделяли животных человеческими чертами. Хотя они понимали, что в реальной жизни те не умеют, к примеру, говорить, но в то же время были убеждены, что животные способны испытывать сложные эмоции: так, рыбки могут испытывать гордость, а у скворцов бывают друзья…

Во второй серии экспериментов малышам, на этот раз из Торонто, показывали фантастические картинки, на которых животные были, к примеру, одеты в человеческую одежду или совершали человеческие действия. Тексты были те же самые. Оказалось, что просмотренные изображения никак не влияли на восприятие фактов, дети воспринимали только прочитанные истории… При этом другие факторы, такие, как социально-экономическое положение семьи, уровень образования родителей, род их деятельности и национальность, никакой роли не играли.

Читайте также: Несносный Пушкин, или Научите детей выделяться

По мнению Патрисии Гани, подобная "сказочная пропаганда" наносит детям вред, внушая им ложные впечатления об окружающем мире. Эти представления сохраняются и в зрелом возрасте. Так, владельцы собак и кошек зачастую убеждены, что их питомцы обладают всем спектром человеческих эмоций: могут испытывать радость, грусть, вину и так далее. На самом деле, утверждают специалисты, для животных характерна поведенческая адаптация, а вот наличие у них сложных психологических переживаний весьма сомнительно.

В русских народных сказках лиса предстает хитрой и коварной (хотя в природе это не так), волк и медведь — агрессивными (хотя они обычно не набрасываются на человека, если не чувствуют угрозы), заяц — трусливым (хотя он тоже может быть агрессивным и сильно кусаться). Змеи могут исполнять желания (а в реальной жизни стоит опасаться их ядовитых укусов), а собаки, кошки и лошади служат людям, тогда как в реальности их не так-то просто выдрессировать…

Читайте также: Развивающие игры: ставим эксперименты

Неправильное представление об окружающей действительности может привести к тому, что человек неправильно поведет себя в той или иной ситуации. Ведь общение с теми же животными может оказаться порой опасным для жизни или здоровья. Не стоит переоценивать "человечность" собаки, кошки или крысы.

Конечно, не стоит совсем лишать детей сказок, но вы должны четко разграничивать, где фантазия, а где реальность, и объяснять это ребенку, говорит Патрисия Ганя.

Дарья Любимская
Код для вставки в блог