В пять лет - миллион, картины, интеллект

Купили бы вы картину за 24 тысячи долларов? Художнице, между прочим, пять лет и за ее хрупкими плечами уже пять выставок. Папа-художник и мама-фотограф дали девочке холст и краски, когда ей было девять месяцев. Взрослые позволили ей творить, ведь "в искусстве нет этого "должен", — оно навеки свободно", сказал однажды живописец Василий Кандинский.

Однажды Майкл Андре оставил на полу чистый холст и краски. Его маленькая дочь Аэлита забралась на него и начала наносить мазки, размазывать краску по холсту с такой уверенностью и страстью, что отец позволил девочке продолжить. С тех пор прошло несколько лет — у Аэлиты уже множество работ, написанных в самых разных техниках.

Критик художественного раздела газеты The Age Роберт Нельсон сказал, что картины Аэлиты "свободны от гнетущих западных традиций". Стиль девочки ближе к абстрактному и сюрреалистичному направлениям. Ее видение поразительно, а работы экспрессивные, яркие, полные энергии.

Читайте также: Вундеркиндами не становятся, ими рождаются…

Аэлита любит балет, играет на скрипке и фортепиано, поет. Она любит смотреть документальные фильмы о динозаврах и фильмы о космосе ученого Карла Сагана на BBC. Маленькая художница свободно говорит на русском (мама девочки — фотограф Никка Калашникова — из России) и английском языках. Пятилетняя художница является членом Национальной ассоциации визуальных искусств Австралии.

Состоялось уже пять выставок ее работ: в Мельбурне (Австралия, 2009 год), в Гонконге (Китай, 2009-2010 годы), в Нью-Йорке (США, 2011 год), в Чианциано (Италия, 2011 год). В июне-июле 2012 года выставка Аэлиты Андрэ прошла в Нью-Йорке. Многие ее работы разошлись по частным коллекциям. Аэлиту сравнивают с Джексоном Поллоком, Василием Кандинским и Пабло Пикассо. "У меня ушло четыре года на то, чтобы рисовать, как Рафаэль, и целая жизнь на то, чтобы рисовать, как ребенок", — сказал однажды Пикассо. А у маленькой Аэлиты ушло всего пару лет на то, чтобы ее сравнили с гениальным испанским художником.

В этом разделе:
Новости партнеров

Читайте также: Правильные ли вы родители? (тест от психолога)

Вокруг творчества Аэлиты Андре идут споры: одни восхищаются и считают девочку гением, другие называют ее картины "мазней", считают, что "все дети так умеют", и обвиняют ее родителей в пиаре и эксплуатации детского труда. Впрочем, на видео девочка не выглядит замученной маленькой рабыней двух взрослых, страдающих нарциссическим расстройством личности. Гармоничная семья и ребенок, которому позволено делать то, что ему нравится.

Можно ли воспитать гения? Надо ли поддерживать желание ребенка творить? Или дождаться, когда он подрастет, чтобы отчетливо понимать — отдавать ли ребенка в кружок по вязанию, рисованию, секцию по плаванию, или учить его игре на фортепиано? Как творчество влияет на формирование свободной, уверенной в себе личности? И как организовать жизнь, чтобы воспитать такую личность? Об этом "Правде.Ру" рассказал Александр Кузнецов, директор Института супружеской психотерапии президент фонда "Детское здоровье", член Американской психологической ассоциации.

— Александр Владимирович, с какого возраста родителям стоит начать обращать внимание на увлечения детей?

— Обращать внимание и замечать особенности ребенка нужно с самого рождения, с первых дней жизни. Недавние исследования показали, что существует несколько генетических предрасположенностей характера к творчеству и в четыре месяца их явно можно увидеть. Существует три главных правила воспитания. Первое — это разнообразие: нужно предоставлять ребенку возможность контактировать со всем богатством внешнего мира, со всеми его увлечениями. Второе правило — это свобода: не надо трогать ребенка, пусть он развивается в своем созидательном творчестве. И третье правило — необходимо его поддерживать и помогать. Если родители следуют этим правилам, у них вырастет здоровый, развитый ребенок.

— Надо ли исправлять рисунки маленького художника? Говорить, например, "не мазюкай, а старайся изобразить настоящего жирафа"?

— Не надо говорить и думать, что "мы знаем лучше, как рисовать жирафа". Если бы это было так, у нас никогда бы не было таких художников, как Пикассо, Ван Гог или Поль Гоген. Конечно, есть вопросы техники рисования, но это актуально для детей более старшего возраста, для школьников. А если речь идет о малышах, тут главное — не убить мотивацию узкими правилами и строгостью.

Психологи советуют дома на уровне роста ребенка вместо обоев наклеивать белые листы, чтобы ребенок мог спокойно на них рисовать. После — рисунки вставлять в рамочки. Расскажите, как это влияет на ребенка?

— Мы с супругой пошли дальше. У нас пятеро детей, и вся квартира разрисована и представляет собой одну большую рамочку. И каждый там видит свои рисунки. Важно, чтобы ребенок видел, что родители считают его произведения искусства значимыми. Для него их специально повесили на стене, его творчеством восхищаются. Если мы позволяем ребенку проявлять себя, поддерживаем его — этого достаточно, чтобы ребенок хорошо развивался.

Прокомментируйте, пожалуйста, точку зрения некоторых родителей о том, что если ребенку позволять рисовать, лепить, где ему вздумается, он вырастет избалованным.

— Я всегда таким родителям задаю вопрос: "Что такое "избалованный"?" И мне никто не может ответить. Есть всего лишь два запрета, два правила, которые нельзя нарушать: первое — нельзя делать то, что непосредственно вредит твоей жизни и здоровью, второе — нельзя делать то, что вредит жизни и здоровью других людей. Все остальное делать можно.

Когда ребенок чувствует, что он небезразличен, что он не просто "зверушка", которую ты воспитываешь, что он — человек, самостоятельная личность и ты уважаешь его мнение, он и к тебе будет так относиться. А те родители, которые выросли в семьях, где их считали "зверушками" и гоняли палками, не в состоянии проявить уважение к ребенку.

— Вы говорите о вседозволенности?

— Никто не говорит о том, что для ребенка не существует нежелательного поведения, которое не надо корректировать. Но главное — сконцентрировать все усилия на развитии таланта ребенка. Потому что единственное, что дает нам счастье в жизни, — это творчество в широком смысле: в науке, в бизнесе, в политике, в рисовании, в лепке. Созидательную деятельность надо всеми силами поддерживать, засунув подальше свои эгоистические интересы.

Иногда нужно идти на жертвы, например, пожертвовать обоями. За все надо платить. Вопрос: что здесь плата, а что — цель. Если твоя цель — воспитать счастливого ребенка, то воспитывай в нем способность к созидательной деятельности. А какая за это будет плата: изрисованная квартира, листок ватмана на стене или рисование строго за столом, — дело десятое.

Как еще можно стимулировать развитие творческих задатков у ребенка?

— Задатки есть у каждого, главное — их не убить. Предоставьте разнообразие в выборе: карандаши, мозаику, пластилин. Сядьте рядом с малышом и начните рисовать. Если ребенок видит, что для родителя это важно, если у вас с ребенком есть эмоциональный контакт и воспитательной дубиной вы этот контакт не убили, тогда ребенок будет за вами повторять. Это принцип научения.

В какие учебные заведения и в каком возрасте приводить необычных, талантливых детей? Важно ли, чтобы окружающие детки были такими же развитыми?

— Желательно, чтобы окружающая среда была соответствующая. Но у детей мотив для общения со сверстниками появляется в четыре года. В России существуют развивающие центры, куда принимают детей от года. Тем не менее, их посещение не обязательно, вы сами можете устроить подобный центр у себя в квартире. Например, пять-шесть мам могут объединиться и пригласить в квартиру к одной из них художника, который вместе с детками будет рисовать.

Читайте также:

Как зачать гения?

Психологи: не учите детей играть!

Супергерои младшего возраста

Музыкальная школа. Аргументы "за" и "против"

Сказкотерапия — психология для детей

Марина Арапиди
Код для вставки в блог