Собака для нас - до старости... ребенок

Почему нас тянет пожалеть собаку?. 10523.jpeg

Кому вы будете больше сочувствовать — побитой собаке или взрослому мужчине, который пострадал в драке? Принято считать, что люди больше склонны жалеть больных или обиженных животных, чем своих ближних, оказавшихся в аналогичной ситуации. Недавно Джек Левин из Северо-Восточного университета в Бостоне попытался объяснить, почему это происходит.

Подсознательно мы воспринимаем наших "братьев меньших" как беспомощных щенков, неспособных себя защитить, говорит Левин. Аналогичное отношение у нас и к детям. А вот взрослую человеческую особь мы воспринимаем как вполне способную постоять за себя, поэтому жалость к ней меньше. К тому же, в глубине души мы можем винить взрослого человека в том, что он оказался в ситуации, когда к нему применили насилие. Если это мужчина, мы можем посчитать, что он сам полез на рожон и напросился на избиение, если женщина, то она сама виновата, что позволяет так с собой обращаться. Иными словами, если человек зрелый, то он должен отвечать за свои поступки, и скорее всего, агрессию в его адрес спровоцировало его собственное поведение. Люди, которые ведут себя "правильно", в такие ситуации просто не попадают.

На недавней ежегодной встрече Американской социологической ассоциации в Нью-Йорке Джек Левин поведал об эксперименте, который он осуществил вместе со своим коллегой Арнольдом Арлуком. Левин и Арлук провели социологический опрос, в котором приняли участие 240 студентов обоего пола в возрасте от 18 до 25 лет, обучавшихся в университетах Бостона. В ходе опроса участникам демонстрировали поддельный экземпляр газеты со статьей, повествующей об избиении, но объекты насилия были разными: годовалый ребенок, взрослая собака, взрослый человек или щенок… Текст сообщения во всех случаях был практически одинаковым, за исключением описания жертвы.

В этом разделе:
Новости партнеров

После того как испытуемые заканчивали чтение заметки, их просили оценить степень своего сочувствия описанному персонажу. Как выяснилось, добровольцы больше сопереживали маленьким детям, собакам и щенкам, чем взрослым индивидам. Причем принадлежность жертвы к человеческому роду или другому живому виду роли не играла. А вот возраст — да. Даже если собака выросла, она остается для нас большим щенком или даже "ребенком", требующим заботы и защиты. Вероятно, это касается также кошек и других домашних питомцев, предположили ученые.

"Вопреки общепринятым представлениям, страдания животных не всегда вызывают у нас больше беспокойства, чем похожие проблемы у людей, — полагает Джек Левин. — Мы показали, что возраст имеет большее значение, чем вид жертвы, в формировании психологической реакции. Сам факт того, что взрослые жертвы преступлений вызывают меньше сочувствия, чем собаки, говорит о том, что мы считаем "жучек" такими же уязвимыми и беспомощными, как щенки и дети".

Самое парадоксальное, что мы сочувствуем и неодушевленным объектам. Причем в этом случае мы воспринимаем их как "одушевленные" и наделяем разумом. К такому выводу пришел Эдриен Уорд из Гарвардского университета (США).

Как говорит ученый, наличие разума является необходимым условием, чтобы дать какому-либо поступку моральную оценку. Скажем, очень многие люди являются противниками абортов. До определенного срока эмбрион является лишь набором клеток и никакого разума у него нет. Но мы знаем, что со временем из него может вырасти настоящий ребенок, и это заставляет нас протестовать против искусственного прерывания беременности.

В ходе эксперимента испытуемым демонстрировали робота по имени Джордж, которого у них на глазах тыкали ножом. Большинство свидетелей этой сцены заявили, что они сопереживали роботу как существу, способному мыслить и испытывать какие-то эмоции. Также они воспринимали робота как объект, способный к самоконтролю и планированию своих действий.

Следовательно, мы сочувствуем больше тем, кто в наших глазах обладает разумом (или хотя бы душой), но в то же время слаб и не в состоянии справиться со своими проблемами без посторонней помощи, будь то ребенок, собака или машина. Неважно, насколько сильно "объект" страдает на самом деле, важно, как вы воспринимаем его на подсознательном уровне.

Читайте также:

Брак: Подготовьтесь к "нормативным" кризисам

Будущим мамам нельзя есть куриные крылья

Успех для россиян — самореализация и семья

Маргарита Троицына
Код для вставки в блог