Сверхродители: ребенок как проект и объект для инвестиций

Сверх-родители: ребенок как проект. 10515.jpeg

Современный культ успеха проникает во все области жизни. Мы стремимся не только к карьерным достижениям и высоким заработкам, но меряем успехом дела на личном фронте и качество воспитания собственных детей. Ребенок превращается в глобальный проект, который необходимо реализовать. "Сверхродители" стремятся достигнуть определенных вершин, а траты на образование и здоровье чада воспринимают как инвестиции.

Ребенок как проект. Многие родители берутся за воспитание ребенка так, словно он — породистая собачка, которой предстоит победить на выставке. Такие родители не ставят своей целью воспитать здорового и счастливого человека. Они желают развивать конкретные навыки, как будто цель родительства в том, чтобы ребенок был отличником, играл на двух музыкальных инструментах и знал три иностранных языка. Некоторые при этом ведут себя, как наседки — в США для них есть ироничный термин "родитель-вертолет". Это мама или папа, которые кружат над ребенком, как спасательный вертолет, ни на секунду не ослабляя бдительного контроля. Другие "натаскивают" детей, как жесткие тренеры. Они не обращают внимание на недосып и перегруженность своих чад занятиями, поскольку желают "развивать их всесторонне". Проблема в том, что развитие — это не просто отработка определенных навыков. Это интерес к жизни, умение учиться, смотреть на вещи под другими углами, желание пробовать новое. Ребенок, замученный бесконечными требованиями многочисленных педагогов и спешкой, имеет не так много шансов вырасти по-настоящему развитым.

Читайте также: Индейские традиции: разумная свобода и доброта

В этом разделе:
Новости партнеров

Растворение в роли родителя. Не лучшим образом сказывается "сверх-родительство" и на самих мамах и папах. Чаще всего, конечно, эта участь постигает матерей. Когда ребенок становится главным проектом их жизни, собственные интересы, планы и даже внешний вид отходят на второй план. "У меня нет времени на себя, я же мать", — становится лейтмотивом их жизни. Образ типичной матери в массовом сознании — это уставшая женщина с кругами под глазами, в мятой одежде с кое-как собранными в хвостик волосами. Этот стереотип верен для многих культур — сверхответственно относятся к материнству и в России, и, к примеру, в США.

Впрочем, есть и исключения. К примеру, во Франции от женщины не ждут идеального материнства, зато ожидают скорого возвращения к остальным ролям — жены, специалиста, просто красивой женщины. Декретный отпуск там составляет всего 16 недель.

"Во Франции к рождению относятся, как мне кажется, немного легче и спокойнее, чем в России. К тому же многие француженки очень быстро возвращаются на работу — в основном по истечении трех месяцев после рождения ребенка", — пишет в своем блоге россиянка, живущая в Париже.

Чем плохо растворение в родительской роли? Во-первых, самооценка человека не должна зависеть от успехов в какой-то одной области жизни — это прямой путь к депрессии. Как только у ребенка падает успеваемость в школе или обнаруживается какое-нибудь заболевание, зацикленная на нем мама чувствует, что ее жизнь не удалась. Женщины, которые имеют успешную карьеру и не забывают о личной жизни, в среднем чувствуют себя намного счастливее.

"Родители-вертолеты" обычно сталкиваются с серьезными проблемами в супружеской жизни. Растворяясь в роли родителей, они забывают проводить время наедине с партнером, и в результате от него отдаляются. Кстати, приверженцы системной семейной теории в психотерапии говорят о том, что стремление быть "супер-родителем" может быть как раз следствием разлада между супругами. Дети в этом случае как бы цементируют семью. Их здоровье, проблемы, оценки в школе становятся главными темами для разговора супругов и их единственным общим делом. К сожалению, это плохо сказывается на самих детях — чувствуя, что они ответственны за брак родителей, они как можно дольше не приобретают самостоятельности, ведут себя инфантильно, могут начать болеть или получить какую-либо зависимость (алкогольную, наркотическую) для того, чтобы сплотить вокруг этих проблем семью. А в том случае, если они все-таки взрослеют и вылетают из гнезда, родители имеют все шансы развестись, поскольку единственное, что их сплачивало, пропало.

Читайте также: У детей все по-взрослому: лидеры и массовка

Образование любой ценой. Одна из главных отличительных особенностей "сверх-родительства" — культ образования. "Сверх-родители", даже имея небольшой достаток, стремятся записать своих детей в максимальное количество кружков и секций и отдать в лучшую школу. В американском английском языке есть термин "soccer mom" ("футбольная мама"). Это женщина из пригорода, которая целый день развозит своих детей на занятия — утром в школу, а потом на футбол или другие секции. Во Франции аналогичным термином будет maman-taxi. Но если "футбольная мама" — это чуть ироничное, но вполне добродушное подтрунивание, то "маман-такси" для французской женщины — совсем не комплимент.

Мама-тигр. Яркий пример сверх-родителя описан в нашумевшей книге "Боевой гимн матери-тигрицы" американки китайского происхождения Эми Чуа. Эта женщина, мать двух дочерей, рассказала, какой ценой достается знаменитая восточная вежливость и успешность. Секрет оказался прост: жесточайшая дисциплина, ежедневная практика и полное отсутствие детства.

"Вот, например, список вещей, которые были всегда запрещены моим дочерям, Софии и Луизе:

— ночевать не дома;

— ходить на школьные праздники;

— участвовать в школьных спектаклях;

— ныть, что их не взяли в школьный спектакль;

— смотреть телевизор и играть в компьютерные игры;

— выбирать самостоятельно, чем заниматься во внешкольное время;

— получать любые отметки, кроме "пятерки";

— не быть лучшей ученицей в классе по любому предмету, кроме физической подготовки и драматического искусства;

— играть на каком-либо музыкальном инструменте, кроме фортепиано и скрипки;

— не играть на фортепиано или скрипке".

Одержимость "мамы-тигра", в конце концов, стала пугать даже ее собственных китайских родителей. Но и это ее не остановило. В конце книги Эми Чуа признает свое поражение. Она рассказывает, что ее младшая дочь вышла из-под ее контроля и бросила музыку, в которой раньше добивалась больших успехов.

Инструкции убивают тягу к познанию. В прошлом году группа психологов из университета Калифорнии в Беркли провела серию экспериментов. Двум группам детей предложили музыкальную игрушку, которая включалась при определенном наборе действий. В первой группе инструктор притворилась, что не знает, как игрушка работает. Дети пробовали разные варианты, и в итоге многие из них нашли быстрый способ включить игрушку.

Читайте также: Количество детей зависит от типа личности

Во второй группе инструктор показала более долгий порядок действий для запуска музыки и попросила детей повторить их. Все дети включили игрушку в точности по ее инструкции, не пытаясь при этом найти более эффективный путь запуска механизма (хотя он, как говорилось выше, существовал). Они были уверены, что инструкции взрослого не могут оказаться неверными. Получается, что четкое руководство к действию иногда мешает развитию ребенка и лишает его возможности к достижениям. А значит, сверх-родительство — вряд ли самый эффективный метод вырастить успешного и знающего человека.

Лада Степанова
Код для вставки в блог