Как победить детских "монстров"

Как победить детских

Не зря говорят, что все наши страхи родом из детства, ведь это самое эмоционально насыщенное время и одновременно самое уязвимое. Нет ничего удивительного в том, что бурная фантазия, любопытство и неопытность рождают в итоге страхи. Это неизбежный процесс. Многие родители это понимают, но не многие могут адекватно реагировать на детские страхи.

"Полезные" и "вредные" страхи

Оказывается, некоторые страхи могут быть даже полезными. Как утверждают детские психологи, психика — механизм разумный, и в ней ничего не появляется просто так, без необходимости. Поскольку страх — это, в первую очередь, проявление базового инстинкта самосохранения и один из пусковых механизмов процесса адаптации.

И если ребенок испытывает страхи — значит, его психика развивается нормально. Гораздо хуже, если малыш ничего не боится. К примеру, уже у четырехдневного младенца, можно проследить реакцию на резкий звук и яркий свет: его глаза расширяются, он вскидывает ручки и кричит, таким образом привлекая внимание мамы. Можно сказать, что страхи рождаются вместе с детьми.

Как правило, пик возникновения детских страхов приходится на возраст пяти-шести лет. Это совсем не значит, что страхов не бывает раньше или они не возникают в более старшем возрасте. Они просто сменяют друг друга. Но именно в пять-шесть лет детские страхи становятся особенно заметными для родителей. Поскольку в этом возрасте фантазия ребенка уже способна рождать таких чудовищ, что родителям остается только удивляться.

Обычно эти страхи проходят сами собой и помочь может разве что дружелюбная и жизнерадостная атмосфера в доме и в семье, которая будет внушать малышу, что мир за пределами его фантазий стабилен и благополучен, в нем нет никаких опасностей.

В этом разделе:
Новости партнеров

И все же, как это ни парадоксально, но большинство детских страхов создают сами родители. Механизм прост. Представьте, что вы вместе с ребенком переходите проезжую часть с большим количеством автомобилей: и вроде бы вы все делаете правильно, в положенном месте, но не уверены, что все водители вас пропустят. Вы говорите: "Не бойся, мы все делаем правильно!" — и в этот момент сжимаете детскую руку чуть более сильно, чем обычно.

Именно этот мышечный импульс значит для малыша гораздо больше, чем все то, что вы скажете. Детям свойственно доверять эмоциям, а не словам, и как бы вы не "храбрились" вслух — ваш малыш уже "прочитал" ваш страх и "заразился" им. Чтобы этого не случилось, нужно самому быть уверенным и бесстрашным.

Когда мама постоянно твердит: "Не трогай — обожжешь руку, не залезай — упадешь!" — ребенок слышит лишь вторую половину (обожжешь, упадешь, тебя обидят и так далее). И это своеобразная атака на психику ребенка, которая убеждает его в том, что окружающий мир не безопасен и никому нельзя доверять. Фразы, содержащие "нет" и "нельзя" также очень быстро формируют детские страхи.

Поскольку все наше воспитание, как правило, строится на запретах, эти слова звучат очень часто. И родители, ограничивая свободу своих малышей, нередко ставят под запрет все их стремления и лишают своих детей инициативы. Это не значит, что нельзя ничего запрещать, нужно просто делать это по другому.

И прежде чем произнести жесткое "нельзя" нужно признать инициативу малыша: "Я понимаю, что тебе очень хочется это сделать, НО, это может быть опасным, потому что … ". А потом можно предложить альтернативный вариант: "Давай лучше …" Нужно просто предложить малышу более безопасный способ удовлетворить свое любопытство и реализовать свою активность. А гиперопека лишь усиливает детские страхи и закрепляет их.

Как бороться с детскими страхами

Что же делать, если страх у ребенка все же появился? Хорошо помогает в этом случае обычное рисование. Даже просто нарисовать свой страх — уже половина дела сделана. Интересно, что чем больше ребенок боится чего бы то ни было, тем более тщательно он будет прорисовывать этот образ. Усердное чирканье карандашом или фломастером переводит внутреннее напряжение во внешнее действие — а это уже терапия.

Чтобы малыш чувствовал себя увереннее, садитесь рисовать вместе и тоже нарисуйте свой страх. Он может быть реальным, идущим еще из детства или даже выдуманным. Главное — чтобы ребенок понял, что он не одинок в борьбе со своим страхом, что бояться — это не стыдно, со взрослыми тоже такое случается. Совместное творчество гораздо больше заинтересует малыша, можно даже подключить к процессу брата, сестру или близкого друга. И малыш поймет, что от него и от его страхов не отмахиваются со словами: "Ничего страшного, не глупи, ты все выдумал!".

Если ребенок еще слишком мал и не способен нарисовать конкретный образ, помогите ему изобразить детали, чтобы его страх на бумаге стал действительно "страшным". А когда закончите рисование, попросите малыша рассказать, что именно его пугает, как действует его "страшилка", пусть он сам встанет на позицию пугающего и покажет, как рычит его "монстр". И малыш уже почувствует себя не в позиции жертвы. А потом предложите ребенку поменяться с ним рисунками и дорисуйте его монстру забавные ушки или хвостик, пятачок или улыбку, превратив страшное в забавное.

Последний шаг — совместный анализ того, что получилось и изменилось. Можно, к примеру, придумать забавную историю о новом герое, которым стал его "монстр". Пусть малыш сам попытается пофантазировать, а вы задавайте ему наводящие вопросы, например: "У твоего монстра такие огромные зубы, а как ты думаешь, он боится зубного врача?" И вот уже страшный монстр сам начинает чего-то бояться, и малышу он становится совсем не страшен. Развивайте тему дальше: "А давай представим, как твой монстр идет лечить зубы, как он трясется и скулит в кресле у зубного врача".

Цель этого упражнения — рассмешить малыша, превратить его страх в смех! Выбирая такую игру со страхом мы "переводим" воображение ребенка в созидательную творческую сферу, учим его придумывать что-то новое, интересное и необычное. И эта игра не имеет ничего общего с "жестокими" экспериментами, когда малыша пытаются "излечить" от страха путем реального взаимодействия с ним. То есть, намеренно оставляют его спать в темной комнате, где он не может контролировать свои страхи, и они только усугубляются.

В игре он, напротив, может самостоятельно или с вашей помощью моделировать ситуацию и распределять роли, придумывая все новые смешные образы для своих страхов. Так что не надо бояться играть. Играйте со страхами — и они исчезнут, а ваш малыш постепенно научится сам справляться со своими "монстрами", и это наверняка поможет ему в будущем стать успешной и самостоятельной личностью.


"Дети индиго" или Синдром дефицита внимания и гиперактивности?
Наталья Пушина
Код для вставки в блог